Телефон
+7 (903) 280-70-70
Практика судов об уклонении от уплаты налогов - дела, документы, решения, защита, представительство » Важные документы » О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@

О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Письмо ФНС России от 06.06.2012 N АС-4-2/9338@

06 июнь 2012
4 893
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), обязаны направлять материалы в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

При этом состав материалов, направляемых в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, определен пунктами 5 - 8 Протокола N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее - Протокол N 1). 

В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации Федеральная налоговая служба поручает направлять указанные материалы сопроводительным письмом (объемом не более 2 - 3 страниц), в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ. 

Кроме того, в сопроводительном письме в адрес следственных органов Следственного комитета Российской Федерации необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т.д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов. 

Одновременно сообщается, что отдельными налоговыми органами при направлении материалов в следственные органы не выполняются требования Протокола N 1, в части следующего: 

- материалы направляются в следственные органы до истечения двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога (сбора), предусмотренного пунктом 3 статьи 32 Кодекса для добровольного погашения налогоплательщиком суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафов; 

- не направляются копии требования об уплате налогов (сборов), а также документ, подтверждающий факт и дату вручения (направления) данного требования (пункт 5 Протокола N 1, пп. 8), а также копии документов, связанных с принятием мер принудительного взыскания (пункт 5 Протокола N 1, пп. 9); 

- не прилагаются копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности, если привлекались (пункт 6 Протокола N 1, пп. 2), а также копии объяснений должностных лиц организации по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, при отсутствии письменных возражений по акту проверки (пункты 6, 7 и 8 Протокола N 1, пп. 3); 

- материалы в нарушение пункта 9 Протокола N 1 направляются не заверенные подписью должностных лиц налогового органа и не скрепленные печатью налогового органа. 

Кроме того, необходимо иметь в виду, что при выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах в части необоснованного заявления сумм НДС и акцизов к возмещению из бюджета (в том числе с использованием подставных организаций) и представления в налоговые органы пакета подложных документов, содержащее признаки преступления, предусмотренного статьей 159 "Мошенничество" УК РФ, данные материалы помимо направления в органы внутренних дел (часть 1.1 статьи 140, статья 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ), могут быть направлены также в следственные органы, учитывая, что преступления, предусмотренные частями второй - четвертой статьи 159 УПК РФ, относятся к альтернативной подследственности (часть 5 статьи 151 УПК РФ). 

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение. 

Действительный государственный советник
Российской Федерации
С.Н.АНДРЮЩЕНКО



***
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ, которым установлена уголовная ответственность физических и юридических лиц, являющихся плательщиками страховых взносов, за уклонение от уплаты страховых взносов, Протокол № 1 к Соглашению потребовал актуализации. 

ФНС России совместно с СК России разработана и в настоящее время согласовывается новая редакция Протокола № 1 к Соглашению, в которую включены, в частности, следующие новые положения: 

- порядок взаимодействия налоговых и следственных органов распространен на выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, совершенных плательщиками страховых взносов; 

- в 2017 году ФНС России подписано два совместных приказа - с МВД России, и с ФТС России, которыми регламентирован порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу. Учитывая, что налоговые органы могут теперь использовать в контрольной работе материалы ОРД, проект Протокола дополнен положением о включении данных документов в состав материалов, направляемых в следственные органы; 

- налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля выявляются факты незаконного возмещения из бюджета сумм налога, что может свидетельствовать о совершении преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ. При этом статья 159 УК РФ относится к альтернативной подследственности. 

СК России и ФНС России принято совместное решение, что в случае выявления в проверяемом периоде обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ, в состав материалов, направляемых в следственные органы, будут включаться не только копии документов, необходимых для возбуждения уголовного дела по статье 198 (199) УК РФ, но также и копии документов в отношении статьи 159 УК РФ. 

- в проекте Протокола решено закрепить возможность направления в следственные органы до истечения установленного пунктом 3 статьи 32 НК РФ двухмесячного срока сведений о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах в порядке пункта 3 статьи 82 НК РФ, если имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик предпримет меры по сокрытию денежных средств либо имущества, необходимых для исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и (или) взыскания недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении; 

- по инициативе СК России перечень направляемых налоговыми органами сведений дополнен информацией о недвижимом имуществе и транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику (плательщику сборов, плательщику страховых взносов) на момент начала налоговой проверки и на дату выставления требования. 

Федеральная налоговая служба принимает участие в работе экспертов в рамках выполнения решений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации. 

В рамках этой работы в целях подготовки законопроектов, направленных на совершенствование правовых механизмов защиты экономики государства от преступлений в налоговой сфере, рассматриваются предложения по изменению норм, затрудняющих пресечение, расследование правонарушений в налоговой сфере, возмещение причиненного этими деяниями вреда. 

В настоящее время ФНС России, МВД России, СК России и Генпрокуратурой определены следующие направления изменений в законодательстве: 
  • установление более сжатых сроков для направления в следственные органы материалов в порядке статьи 32 НК РФ – в течение 10 дней с даты направления требования
  • материалы в следственные органы будут направляться как на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и на основании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
  • материалы по статье 199.2 УК РФ будут направляться без привязки к требованию об уплате налога, в течение 10 дней после выявления налоговым органов признаков такого преступления; 
  • к лицам, совершившим преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, предлагается применять срок давности десять лет после совершения преступления;
  • прямо предусмотреть, что сумма неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов для целей применения УК РФ определяется в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, в том числе, в случаях ее определения расчетным путем и (или) в результате изменения юридической квалификации сделки, совершенной физическим лицом, или статуса и характера его деятельности, либо в результате применения методов определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Таким образом, сохраняют свою актуальность вопросы, требующие принятия совместных решений: 
- повышение качества направляемых в следственные органы материалов налоговых проверок и снижение уровня отказов в возбуждении уголовных дел; 
- гармонизация налогового и уголовного законодательства. 

Противодействие налоговой преступности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 31 мая 2018 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: Московская академия СК РФ, 2018. – с. 16

Похожая практика: