При аресте имущества нужно указывать цель ареста. Из Обобщения судебной практики рассмотрения судами Республики Саха (Якутия) ходатайств о наложении ареста на имущество, продление срока ареста на имущество за 2018 – первое полугодие 2019 г.г.
4. Из смысла положений ст. 115 УПК РФ следует, что наложение ареста состоит в ограничениях права собственности (иного вещного права) для предупреждения его сокрытия или отчуждения в определенных целях.
Суд вправе по ходатайству следователя (дознавателя) применить меру процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого), иных лиц в целях обеспечения:
- исполнения приговора в части гражданского иска,
- взыскания штрафа, других имущественных взысканий,
- возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Как следует из содержания судебных актов дознаватели и следователи в ходатайствах о наложении ареста на имущество, продлении срока ареста приводят все вышеуказанные цели одновременно.
Суды, проверяя обоснованность ходатайств в данной части, при наложении ареста на имущество в постановлениях в основном также указывают, в каких именно целях налагается арест.
При этом, судами не всегда в достаточной мере проверяются вышеуказанные обстоятельства, а в некоторых случаях не приводятся цели наложения ареста.
Так, постановлением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2019 года по уголовному делу по обвинению руководителя общества с ограниченной ответственностью в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, наложен арест на имущество данного юридического лица. Принимая данное решение, судом учтена возможность конфискации имущества.
В то же время уголовный закон устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым производится конфискация имущества, и не предусматривает такую возможность по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).
Соответствующие разъяснения в данной части также изложены в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 года N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)», согласно которым судья, рассматривая ходатайство о наложении ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части возможной конфискации имущества, обязан проверить, содержится ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, в перечне, установленном ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, регламентирующей основания и условия применения этой меры уголовно-правового характера.
В другом случае, постановлением Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2019 года наложен арест на транспортные средства, принадлежащие обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. При этом суд при принятии данного решения ограничился формулировкой «имеются основания, предусмотренные ст. 115 УПК РФ, для наложения ареста»; конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для наложения ареста, в постановлении не приведены.
Похожая практика:

27 февраль 2019
Наличие в санкции статьи только штрафа как основного наказания основанием для ареста имущества не является. Из Обзора судебной практики Красноярского краевого суда по результатам рассмотрения в 2018 г. преступлений в сфере экономической деятельности

08 июнь 2016
Суд не конкретизировал форму запрета при наложении ареста на имущество. Из Обзора апелляционной и кассационной практики Верховного Суда Республики Калмыкия по уголовным делам за 2015 год

03 июнь 2020
При наложении ареста на имущество не обвиняемого лица не указан срок ареста. Из Обобщения кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции за первый квартал 2020 г.

16 октябрь 2013
По ч. 2 ст. 199 УК РФ не предусмотрено наказание в виде конфискации имущества, поэтому арест имущества обвиняемого незаконен. Бюллетень судебной практики Московского областного суда за 2 кв. 2013 г.