Телефон
+7 (903) 280-70-70
Практика судов об уклонении от уплаты налогов - дела, документы, решения, защита, представительство » Главная » При каком размере неуплаченных налогов может быть возбуждено дело

При каком размере неуплаченных налогов может быть возбуждено дело

22 июнь 2022
47 951

Крупным размером по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) до 12.04.2020 признавалась сумма налогов,сборов и страховых взносов, составлявшая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов превышала 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышавшая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составлявшая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

С 12.04.2020 года законодатель ввел фиксированные суммы: более 15 000 000 руб. для крупного размера и более 45 000 000 руб. для особо крупного. 

Новая редакция статьи во многих случаях улучает положение.
Если присутствует такая ситуация и имеются основания для переквалификации, при условии, что приговор не исполнен, на основании ст. ст. 9 и 10 УК РФ есть смысл обратиться в суд с заявлением о приведении приговора в соответствие с новым законом. При размере ущерба менее 15 000 000 рублей должны освободить от уголовной ответственности, а менее 45 000 000 руб. - квалифицировать действия по ч. 1 ст. 199 УК РФ (если ранее имело место ч. 2 этой статьи). 

При определении размера учитывается только недоимка (налог), пени и штрафы в него не включаются.

Такая же градация предусмотрена и в ст. 199.1 УК РФ - неисполнение обязанностей налогового агента.

Крупным размером по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) до 12.04.2020 по примечанию 2 признавалась сумма налогов, сборов, страховых взносов, составлявшая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 900 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышала 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 рублей, а особо крупным размером - сумма, составлявшая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 4 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышавшая 13 500 000 рублей.


Сейчас законодатель отказался от процентного соотношения, оставив в фабуле статьи только фиксированные размеры - 2 700 000 руб. для крупного и 13 500 000 руб. для особо крупного размеров. 


Новая редакция статьи во многих случаях улучает положение. Например, если при размере ущерба от 900 000 руб. до 2 700 000 руб. ранее действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 198 УК РФ, то сейчас уголовная ответственность за это исключена. Если ранее за неуплаченные налоги в пределах от 4 500 000 руб. до 13 500 000 руб. ответственность при соответствующем процентном соотношении могла наступить по ч. 2 ст. 198 УК РФ, то сейчас такие поступки квалифицируются исключительно по части 1 этой статьи. 


При определении размера учитывается только недоимка (налог), пени и штрафы в него не включаются.

Неприведение в приговоре обоснований наличия крупного ущерба ставит под сомнение выводы о виновности лица в уклонении от уплаты налогов (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 22.12.2010 N 11-О10-158). Нужно также учесть, что при законодательном изменении градации размера неуплаченных налогов уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления (Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2012 № 11-Д12-2). 


Как видим, уголовная ответственность возникает при неуплате налога на сумму более 2 700 000 руб. в пределах 3-х финансовых лет подряд.

Крупным размером для состава ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) согласно примечанию к ст. 170.2 УК РФ является ущерб или задолженность в сумме более 2 250 000 рублей.

Крупным размером по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) признается, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере - шесть миллионов рублей.

Легкомысленно было бы думать, что если сумма недоимки менее 15 млн руб. для организаций и 2,7 млн руб. для физических лиц, то ответственности не будет.

Такая ответственность предусмотрена главами 15 и 16 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Так, в соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) наказывается взысканием штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов), а если эти действия совершены умышленно, то в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Поскольку уголовная ответственность возможно только при наличии умысла, и не просто умысла, а прямого, то можно сделать вывод, что если размер суммы в результате уклонения от уплаты налогов и сборов для организации будет менее 15 млн руб., для физических лиц - менее 2,7 млн руб., то есть основания для применения п. 3 ст. 122 НК РФ по взысканию штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов), если недоимка будет превышать указанные пределы, то возможна уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации).