Возможность возбуждения дела до получения из налогового органа заключения не снимает со следователя обязанности исполнить требования ч. 7 ст. 144 УПК РФ. Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по уголовным делам, 2 кв. 2019, стр.22

14. Нарушение предусмотренного чч. 7 – 9 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядка проверки сообщения о налоговом преступлении влечет признание в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановления о возбуждении уголовного дела незаконным.

18 февраля 2019 года следователем принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении П. по признакам преступления,предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Жалоба заявителя на указанное постановление судом в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оставлена без удовлетворения.

Отменяя решение суда первой инстанции и признавая постановление следователя о возбуждении уголовного дела незаконным, судебная коллегия указала следующее.

По делам о налоговых преступлениях уголовно-процессуальным законодательством установлены особенности уголовного судопроизводства, касающиеся порядка рассмотрения сообщения о преступлении (чч. 7 – 9 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) и возбуждения уголовного дела.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в трехсуточный срок в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные ч. 8 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Предоставленное следователю в соответствии с ч. 9 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, принять решение о возбуждении уголовного дела до получения из налогового органа заключения или информации не снимает со следователя обязанность исполнить требования, изложенные в ч. 7 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебной коллегией суда апелляционной инстанции установлено, что следователем требования ч. 7 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не исполнены, копия сообщения о преступлении с расчетом предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, не направлена. Несоблюдение установленной законом процедуры проверки сообщения о преступлении при принятии решения о возбуждении уголовного дела является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Апелляционное постановление Свердловского областного суда
от 13 мая 2019 года по делу № 22к-3543/2019


Источник

3-10-2019, 21:05
Вернуться назад