Защита на доследственной стадии - до возбуждения уголовного дела

Налоговый адвокат на доследственной стадии - до возбуждения уголовного дела

В разделе «Поводы и основания привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов» рассказано, что для возбуждения уголовного дела по налоговой статье есть два повода: это: 1) сообщение налогового органа; 2) информация органов дознания.

До возбуждения уголовного дела правоохранительные органы для сбора данных для уголовного преследования могут производить такие оперативно-розыскных действия, как опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации (ст. 6 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Наиболее часто, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, производится обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Фактически это почти обыск, но на доследственной стадии.

Это мероприятие производится сотрудниками Отделов экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК), каковые на уровне районных отделов полиции отсутствуют. В Москве такие структуры созданы на уровне округов и далее выше (Москва, РФ).

Для проведения обследования необходимо распоряжение начальника. Этот документ перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления, копия вручается ему под роспись.

В распоряжении указываются: лицо, должность, звание лица, издавшего распоряжение; сведения о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства - постановление, поручение, запрос; наименование юридического лица с указанием юридического адреса и его фактического места расположения; Ф.И.О., место регистрации и фактического нахождения физического лица; должности, специальные звания, Ф.И.О. лиц, уполномоченных на проведение мероприятия; вид обследования - помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства, принадлежащего или используемого конкретным юридическим или физическим лицом (Приложение № 1 к приказу МВД России от 01.04.2014 № 199).

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, оформляются протоколом. При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе, обеспечиваются условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения, однако в этом может быть отказано, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Как вести себя при этом действии? Естественно, не оказывать никакого физического сопротивления, череватого уголовной ответственностью. Следует учесть, что это действие не является обыском, поэтому может быть изъято то, что находится в открытом доступе. Сумки, портфели, предметы в одежде могут быть осмотрены только посредством личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, о чем на основании ст. 27.7 КоАП РФ составляется отдельный протокол. Если, конечно, вы сами добровольно не выложите все содержимое на стол.

Что делать, если получен запрос полицейских?


Во-первых, право на направление запросов сотрудниками полиции в организации установлено в ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О полиции»: "в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан".

Во-вторых, существует и ответственность за непредоставление информации, в ст. 19.7 КоАП РФ: предупреждение или штраф для граждан от 100 до 300 руб., должностных лиц организаций - от 300 до 500 руб., для самих организаций - от 3 до 5 тыс. руб.  

Так как же быть? Ответственность может быть только за неисполнение законного запроса. Если внимательно прочитать дословно процитированную норму ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О полиции», то в этом документе должно быть указано: 

  • 1) а) уголовное дело, по которому произведен запрос, либо б) номер административного производства, или же в) ссылка на зарегистрированное заявление или сообщение о преступлении, правонарушении, так называемый № в КУСП (книга учета сообщений о преступлениях);
  • 2) мотивация запроса (для чего необходима информация). 

Варианты действий:

1) можете ответить на любой запрос;

2) в случае отсутствия в этом документе указанных сведений:
  • а) не отвечаете на запрос вовсе и ждете повторной корреспонденции, или же незаконного привлечения к административной ответственности (бывает очень редко);
  • б) пишете проверяющему, указываете на допущенные им нарушения, ждете реакции;   

3) в случае запроса, отвечающего требованиям закона;

  • а) отвечаете на запрос; 
  • б) не отвечаете на запрос и ждете повторной корреспонденции, или же привлечения к административной ответственности, либо визита с обследованием помещений. 

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации, в отличие от обследования, являются негласными мероприятиями, ограничивают конституционные права человека и гражданина, поэтому допускаются на основании судебного решения.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений (т.е. максимальный срок наказания по статье - от 3 лет и более), а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Это означает, что прослушивание телефонов по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица), по ч.1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), по ч.1 ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента) и ч. 1 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) недопустимо.  

Следует знать, что в соответствии со ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому как только узнали о визите правоохранителей, сразу вызываете своего адвоката.

Как уже указано, при проведении обследования помещений и изъятии документов и других предметов составляется протокол. Так вот, в нем Вы вправе оставлять свои замечания о всех нарушениях. Например, в распоряжении указано одно количество проверяющих, а по факту прибыло другое, некоторые из сотрудников бесконтрольно как со стороны понятых, так и сопровождающих со стороны проверяемой организации покидали помещение, затем вновь заходили, посещали другие помещения (а у Вас потом в столе обнаружили печати контрагентов), без согласия работников и без составления протокола осматривали личные вещи, применяли физическую силу, угрозы, не показали удостоверения, не вручили распоряжение, и т.п.

Что касается изъятия документов, то описание в протоколе должно производиться в отношении каждого документа отдельно. На практике это происходит крайне редко. Как правило, изъятое складывается в коробки и увозится. Этот факт может быть как минусом для Вас (пропал нужный материал), так и плюсом («у нас такого документа не было, не знаем, где вы его взяли»).

Перед обследованием, во время него или после, как правило, проводятся опросы. Берутся так называемые объяснения. Нужно учесть, что на этой стадии об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний опрашиваемый не предупреждается. Более того, протоколы объяснений не являются доказательствами по будущему уголовному делу. Эти документы практически всегда следователь потом дублирует допросами, но уже с предупреждением за дачу ложных показаний. На стадии дачи объяснений опрашиваемый предупреждается об иммунитете по ст. 51 Конституции РФ - не свидетельствовать против себя и близких родственников. 

Мы можем принять активное участие в указанном мероприятии, обжаловать действия оперативных сотрудников в различные органы, осуществить защиту при получении у работников предприятия объяснений, помочь в составлении ответов на запросы, дать сотрудникам организации рекомендации об алгоритмах поведения при проведении обследования и других действиях, и т.п.



Практика применения оперативно-розыскных материалов

Рубрикатор практики

  • ПОТЕРПЕВШИЙ

  • ДЕЯНИЕ, СПОСОБ

        Дробление бизнеса

        Ложные сведения в декларации

  • ПОСЛЕДСТВИЯ

        Размер неуплаты

        Переплата

        Действительные обязательства

        Иск

  • ВРЕМЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  • МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  • СУБЪЕКТ, СОУЧАСТИЕ

  • УМЫСЕЛ

        Подконтрольность контрагентов

        Преюдиция

        Крайняя необходимость

        Личный интерес

  • НАКАЗАНИЕ

        Амнистия

        Срок давности

        Обратная сила закона

        Возмещение ущерба

• ОБВИНЕНИЕ

        Неуказание нарушенных норм

        Перечень доказательств защиты и обвинения

  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

        Экспертиза

        Заключение и показания специалиста

        Оперативно-розыскные материалы

  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕЛА ПРОКУРОРУ

  • ОТМЕНА ПРИГОВОРА, РЕШЕНИЯ

  • ОПРАВДАНИЕ

  • ПРОЦЕСС

        Возбуждение дела

        Срок следствия

        Арест имущества

        Налоговая и банковская тайна

        Обжалование по ст. 125 УПК РФ

        Ознакомление с делом

  • НАЛОГОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО

Только суть

практика по налоговым преступлениям.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ

Подписаться
Контакты

+7 (903) 280-70-70, tax@advotax.ru

Стенькин Алексей, адвокат

images